Телефон (34397) 5-32-70

Даты, события, люди

16.10.2020

«Приют для мореплавателей»

 

280 лет назад основан город Петропавловск-Камчатский (1740г.)
 
В конце XVII века отряд якутского казака Владимира Атласова преодолел Корякский хребет и достиг Камчатки. В состав России вошла обширная земля, где появились первые русские стоянки и небольшие крепости – остроги. Знаменитый мореплаватель Витус Беринг, осуществивший Первую Камчатскую экспедицию по замыслу Петра Великого, сразу по возвращении из нее стал продумывать новые маршруты исследований на Дальнем Востоке. Еще в 1729 году он отметил удачное расположение Авачинской губы для создания надежного порта, откуда корабли смогли бы следовать к берегам Америки. Спустя 10 лет на юго-западное побережье Камчатки по его приказу отправилась авангардная группа Второй Камчатской экспедиции во главе со штурманом Иваном Елагиным. Исследовав пространную Авачинскую губу, он облюбовал удобную Ниакину бухту. Штурман и его люди начали строить дома и склады на ее берегах, готовясь к встрече отряда Беринга и его ближайшего помощника Алексея Чирикова.
 
Наконец 17 октября 1740 года сюда прибыли пакетботы «Святой Павел» и «Святой Петр». В этот день, ставший точкой  отсчета в истории будущего города, Беринг дал гавани имя, связанное с названиями обоих судов, - Петропавловская. Со временем тут развернулось строительство мастерских и укреплений. Гавань стала приютом для мореплавателей, а в поселении постоянно находился небольшой военный отряд. К началу XIX века Петропавловск разросся, став главным русским форпостом на Дальнем Востоке.
Привычное для нас наименование – Петропавловск-Камчатский – город получил в 1924-м. С тех пор он активно развивался, а в 2007 году стал столицей Камчатского края. В наши дни в нем проживает почти 180 тысяч человек.

Источник:  Приют для мореплавателей  // Историк. – 2020. - № 10. – С. 38.
 

17.09.2020

«Классик Второй мировой»

30 сентября исполняется  125 лет (1895 г.) со дня рождения Маршала Советского Союза, начальника Генерального штаба Александра Михайловича Василевского.
 
Когда мы говорим о полководцах Победы, его имя вспоминаем в числе первых, при том, что сам маршал за славой и почестями никогда не гнался, был очень скромным и на службе, и в быту человеком. Эти подлинно христианские качества Александр Василевский перенял от родителей, людей набожных и чуждых самохвальства.
 
Семья, в которой родился и рос будущий маршал, была единоверческой, жила в небольшой деревне под Кинешмой Костромской губернии (ныне это город Вичуга Ивановской области). Отец служил регентом, затем – иереем. Мать - Надежда Ивановна Василевская, дочь псаломщика села Углец Кинешемского уезда. Александр был четвертым из восьми братьев и сестер в семье. 
 
Жившие на редкость дружно родители надеялись, что самый смышленый из сыновей продолжит династию. Александр выучился в семинарии, однако священником не стал: оркестры уже вовсю играли марши Великой войны. Он пошел в армию (по преданию, первым в своей семье за несколько веков) не как духовное лицо, а как будущий офицер, поступил в Алексеевское училище, где прошел хоть и ускоренный, но довольно основательный курс обучения.
 

На фронт попал вполне подготовленным прапорщиком, а первый бой принял под крепостью Хотин. С июня по сентябрь побывал в ряде запасных частей и наконец, оказался на Юго-Западном фронте, где вступил в должность полуротного командира роты 409-го Новохопёрского полка 9-й армии. Весной 1916 года назначен командиром роты, через некоторое время признанной одной из лучших в полку. 

В конце апреля 1916 года он получил первую свою награду орден Святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость», затем будет еще один Орден Святого Станислава 3 степени с мечами и бантом. В этой должности участвовал в мае 1916 года в знаменитом Брусиловском прорыве. В результате больших потерь офицерского состава оказался командиром батальона того же 409-го полка. В царской армии он дослужился до чина штабс-капитана, и награды на его мундире поблескивали весомые.
 
После Октября он не бросился безоглядно в ряды большевиков, поначалу даже не пытался примкнуть к их парии, некоторое время учительствовал в родных местах. И все же в Красную армию, в конце концов, пошел. Ему долго не доверяли, держали на незначительных должностях, в резерве. Но когда повсюду хором запели: «Даешь Варшаву! Дай Берлин!», - Василевский стал помощником командира полка. Он решил навсегда остаться в армии, служба стала для него «делом всей жизни».
 
Будущий маршал пропадал в библиотеках, учился на всевозможных курсах, стал одним из первых выпускников Академии Генштаба, а вместе с тем – любимцем Бориса Шапошникова, выдающегося военного теоретика.
 
 
26 июня 1942 года назначен начальником Генштаба, а с 14 октября был одновременно заместителем наркома обороны СССР. На этом посту он останется почти до конца войны, станет инициатором и разработчиком всех победных наступательных операций Красной армии. Будет регулярно совещаться с Верховным и, несмотря на свою знаменитую мягкость, не раз вступит с ним в спор, вплоть до швыряния телефонных трубок… Взаимное уважение они сохранят навсегда. Чем он приглянулся Сталину? Возможно, тем, что никогда не обещал лишнего – того, что армия не в силах исполнить. А может быть, тем, что напоминал русских офицеров и генералов еще царской штабной школы.
 
Работать приходилось до полного изнеможения. Особенно в первые, самые черные месяцы войны. В его кабинете имелась кушетка, но он часто забывал про сон. Засыпать в то время было трудно, сказывалось нервное переутомление, в голове сталкивались идеи. Он снова и снова переживал поражения и отступления советских войск. Пришлось прибегать и к народным, и к медицинским средствам.
 
С 23 июля по 26 августа 1942 года - представитель Ставки на Сталинградском фронте, направлял совместные действия фронтов в ходе оборонительного периода Сталинградской битвы. Внёс большой вклад в развитие советского военного искусства, спланировал и подготовил контрнаступление под Сталинградом.
 
Со 2 января 1943 года на Воронежском и затем на Брянском фронте координировал наступление советских войск на Верхнем Дону. Он часто выезжал на фронт, проводил совещания в войсках, сверяя данные оперативных карт с действительным положением дел на передовой. Тогда всем было ясно: именно Василевский являлся дирижером разгрома гитлеровцев на Волге и на Дону. Соратники (в первую очередь Георгий Жуков) упрекали его порой в излишней осторожности. Но за всю войну именно Василевский не проиграл ни одного сражения.
 
 
16 февраля 1943 года А. М. Василевскому было присвоено воинское звание Маршал Советского Союза. Это было крайне необычно, так как всего 29 дней назад ему было присвоено звание генерала армии. К концу войны по наградам он уступал только Георгию Жукову. Взаимодействие двух полярных личностей оказалось полезным для армии – и на совещаниях Ставки, и в Генеральном штабе, и на полях сражений.
 
По поручению Ставки ВГК Василевский координировал действия Воронежского и Степного фронтов в Курской битве. Руководил планированием и проведением операций по освобождению Донбасса, операции по освобождению правобережной Украины и Крыма. 10 апреля 1944 года, в день освобождения Одессы, награждён орденом «Победа». Этот орден был вторым по счёту с момента учреждения (первый - у Жукова).
 
Трудно сосчитать, сколько дней этот «штабной маршал» провел в действующей армии, почти на передовой. В Крыму его машина попала под бомбежку, он получил тяжелую контузию, чуть не погиб. 
 
Незадолго до победы, Василевский принял командование 3-м Белорусским фронтом и за взятие Кёнигсберга был удостоен своего второго ордена «Победа». Эта операция вошла в военные учебники: боевым соединениям маршала-стратега прорвать насыщенную вражескую оборону удалось с минимальными жертвами.
 
Девятого мая война для него не завершилась. Сталин еще после Тегеранской конференции намекнул своему любимому маршалу, что ему предстоит сразиться с японцами: таков, дескать, наш долг перед союзниками, прежде всего американцами. Там ему предстояло разгромить миллионную Квантунскую армию. Против японцев он действовал быстро и непредсказуемо. В этой операции Александр Михайлович показал себя настоящим гроссмейстером. Эти успехи сыграли решающую роль в капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. В Поднебесной по сей день хранят память о Василевском как о несгибаемом полководце, который разбил японских оккупантов и помог китайцам обрести свободу.
 
 
Второй медали «Золотая Звезда» Александр Михайлович Василевский был удостоен 8 сентября 1945 года за умелое руководство советскими войсками на Дальнем Востоке во время войны с Японией. 
 
 
После окончания войны, с 22 марта 1946 года по ноябрь 1948 года, - начальник Генерального штаба ВС СССР и заместитель министра Вооружённых сил СССР. С 1948 года - первый заместитель министра Вооружённых сил. С 24 марта 1949 года по 26 февраля 1950 года - министр Вооружённых сил СССР, затем - Военный министр СССР (по 16 марта 1953 года). Маршал принялся энергично реформировать армию. За четыре года Василевский сделал многое для армии. Сталин одобрял его деятельность на высоком посту. Ценил его и за мягкий характер, и за скромность, и за дотошный ум. К тому же был уверен, что министр обороны сумеет подготовить достойную смену полководцам Великой отечественной.
 
После смерти Сталина военная карьера А.М. Василевского резко изменилась. В период с 16 марта 1953 года по 15 марта 1956 года он был первым заместителем министра обороны СССР, но 15 марта 1956 года его освобождают от занимаемой должности. Объективных причин для этого не было. Поводом для отставки стала все та же вздорная ревность (Берии, Хрущева и Маленкова) к «любимцу Сталина». С новым политическим руководством Василевский не сработался. Армия и страна потеряли выдающегося стратега, который отныне больше времени посвящал семье и мемуарам.
 
 
14 августа 1956 года становится заместителем министра обороны СССР по вопросам военной науки. В декабре 1957 года уволен в отставку по болезни с правом ношения военной формы.

В январе 1959 года назначен генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов МО СССР (по 5 декабря 1977 года). На XIX и XX съездах избирался членом ЦК КПСС (1952-1961). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-4 созывов (1946-1958). В 1956-1958 годы являлся первым председателем Советского комитета ветеранов войны, в дальнейшем принимал активное участие в деятельности организаций ветеранов Великой Отечественной войны.

Умер 5 декабря 1977 года. Урна с прахом Александра Михайловича Василевского была замурована в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Труды маршала навсегда останутся в военных академиях, а заслуги – в благодарной солдатской памяти, которая передается из поколения в поколение.

Источник: Зинченко, Е. Классик Второй мировой // Свой. – 2020. - №9. – С. 3-8.
 

10.08.2020

«Гений русского пейзажа»

30 августа исполняется  160 лет (1860 г.) со дня рождения русского художника и мастера «пейзажа настроения» Исаака Ильича Левитана.
 
Исаак Ильич Левитан - один из выдающихся русских пейзажистов, открывший в конце 19 века для почитателей искусства простую красоту русской природы. За двадцать лет своего творческого пути художник оставил огромнейшее художественное наследие. Кто-то из современников назвал Исаака Левитана «удачливым неудачником». Великому художнику и в самом деле не слишком везло в личной жизни...
 
О происхождении Левитана ходят различные версии. По официальной - он родился в семье литовских евреев Эльяша и Баси Левитан. Мальчик был вторым ребенком из четверых детей в семье.
 
Но как бы там ни было, Эльяш (Илья) Левитан, желая улучшить материальное положение и дать своим детям достойное образование, в начале 1870-х перевез семью в Москву, где они по-прежнему оставались жить в крайней нищете. Однако, когда сыновья решили учиться живописи, отец не стал противиться. И Авель (Адольф) Левитан, а вслед за ним и 13-летний Исаак поступают в художественное училище. А после смерти отца наступили худшие времена.
 
В конце 1870-х их еврейская семья, как и все евреи, проживающие в столице, были выдворены из Москвы согласно указу императора Александра II после покушения на его жизнь. Левитаны поселились на съемной подмосковной даче в Салтыковке.
 
В училище Левитан был одним из талантливейших учеников. Его учителя Саврасов и Поленов прочили ему великое будущее пейзажиста. Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось». Что Левитан и воплощал в своих «пейзажах настроения». Но из-за многих причин, в том числе и национального фактора, Левитан был выпущен из училища в 1884 году со званием «неклассного художника», что давало право преподавать лишь чистописание.
 
А в 1891 году Исаак Ильич был принят в члены Товарищества передвижников. Его неповторимые пейзажи за неплохие деньги приобретались коллекционерами. А через семь лет Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавателем того самого училища, в котором был так низко аттестован. Материальное положение художника стабилизировалось, и в последние годы жизни он посетил Францию, Италию, Швейцарию.
 
Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были «ни люди, ни животные, ни даже птицы». 
 
 
 
Берёзовая роща. (1885—1889). 
 
 
 
Весна в Италии. (1890).
 
 
Осенний день. Сокольники. (1879).
 
Полотно «Осенний день. Сокольники» - одна из самых знаковых работ в творчестве Исаака Левитана, благодаря которой он стал известен как живописец-пейзажист.
 
После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище.
 
Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни, которая и стала причиной кончины художника, не дожившего и до сорока лет.
 
Кроме того, Левитан страдал меланхолией, депрессией, суицидальным состоянием: он дважды пытался свести счеты с жизнью. И все из-за несбывшейся любви, неудовлетворенности собой и личной неустроенности. Исаак Ильич дважды стрелялся. Но, к счастью, попытки оказались неудачными. «Меланхолия дошла у меня до того, что я стрелялся. Остался жив, но вот уже месяц, как доктор ездит ко мне промывать рану и ставить тампоны...»,- писал он.
 
Его внешность была настолько притягательна, что не удивительно то, что с него написано множество портретов художниками современниками, в том числе Василием Поленовым, Валентином Серовым, а еще сокурсниками Николаем Чеховым, Алексеем Степановым.
 

 Портрет И.И. Левитана. (1891). 
 
«Левитан вообще отличался редкой красотой, — пишет биограф живописца Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах».
 
Женщины влюблялись в красавца художника и теряли головы, но, не смотря это, личная жизнь бедного художника так и не сложилась. Хотя он был достаточно влюбчив, и иногда ради объекта своей страсти совершал безумные поступки.
 
По истечению двух лет после смерти художника брат Авель поставил на его могиле памятник. А весной 1941 года могила Левитана была перенесена на Новодевичье кладбище.
 
 
 Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150917/35931/
 

20.07.2020

«Солнечный клоун»

31 июля исполняется  90 лет (1930 г.) со дня рождения  народного артиста цирка Олега Попова.

Цирковое искусство не знает границ, не требует перевода и понятно всем. Мастерам советского цирка аплодировали зрители пяти континентов. Над репризами клоуна Олега Попова смеялись немцы и китайцы, мексиканцы и французы, японцы и англичане…

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области, вскоре семья переехала в Москву. Его отец работал на часовом заводе, мать подрабатывала ретушированием фотографий.

В 1937 году Попов поступил в школу, но окончить ее не смог. В 1943 году умер отец, и подросток, чувствуя ответственность за свою семью, пошел работать. В 13 лет он стал учеником слесаря в комбинате газеты «Правда», одновременно учился в вечерней школе, а в свободное время занимался акробатикой в спортивном обществе «Крылья Советов». В цирк он влюбился сразу же, можно сказать насмерть.

В 1950 году Попов окончил Государственное училище циркового искусства и был направлен в Тбилисский цирк, где проработал два месяца. Начал свою карьеру эквилибристом-комиком, выступая с номером «Эксцентрик на свободной проволоке».

После участия в смотре молодых артистов Попова заметил известный клоун Михаил Румянцев (Карандаш) и взял юношу в свою программу в качестве клоуна-ассистента. Под руководством Румянцева Попов стал коверным клоуном.

В Саратовском цирке, где Попову пришлось в течение целого месяца заменять заболевшего клоуна, он впервые появился на арене в клетчатой кепке и ярко-желтом парике. С тех пор этот наряд стал визитной карточкой артиста. В поисках своего образа Попов отталкивался от сказочного Иванушки-дурачка – отсюда соломенные волосы; их дополнили мешковатые полосатые штаны и знаменитая клетчатая кепка, случайно найденная в костюмерной «Мосфильма».

В начале 1951 года Попов был включен в группу московских артистов, гастролировавшую по стране. Его выступление пользовалось таким успехом, что вошло в фильм-концерт «Арена смелых» (1953), который снял известный режиссер Юрий Озеров для рекламы перед гастролями советского цирка в разных странах мира.

В 1957 году Попов впервые отправился в большое турне по странам социалистического содружества. Позже артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу.

Попов создал артистический образ «солнечного клоуна». Соломенная шевелюра, выбивавшаяся из-под кепки в яркую крупную клетку, лукавые глаза, лучезарная улыбка – все это помогало создавать обаятельный образ жизнерадостного человека, с азартом включающегося в цирковое представление.

В своих репризах он обращался ко многим жанрам циркового искусства: эквилибр, жонглирование, пантомима, музыкальные номера и так далее. Главным и любимым направлением работы были спектакли-дивертисменты, спектакли-обозрения, состоящие из серии реприз («Лечение смехом», «Царевна-Несмеяна» и другие).

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом – клоунады, идущей от жизни и быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка («Сон на проволоке», «Луч» и другие).

С 1991 года Попов жил и работал в Германии, где организовал собственную цирковую программу. С женой Габриэлой Леман Попов работал в дуэте, а его сценический псевдоним звучал в этой стране как «Счастливый Ганс».

Попов был женат вторым браком на Габриэле Леман. Его первая супруга Александра, скрипачка, скончалась ранее. Дочь от первого брака Ольга (цирковая танцовщица на проволоке) выступала с отцом, но, создав семью, оставила цирк, живет в Германии.

В кино Попов снимался в фильмах «Косолапый друг»(1959), «Последний жулик» (1966), «Приключение желтого чемоданчика» (1970), «Веселое сновидение, или Смех и слезы» (1976), «Синяя птица» (1976), «Мама» (1976), «Солнце в авоське» (1979), «Посторонним вход разрешен» (1986) и других.

В 1970-1980-х годах он вел детскую воскресную программу «Будильник».

Он также написал книгу для детей «Мой друг Мишка».

Попов – народный артист СССР (1969). Был награжден орденом Ленина (1980) и орденом Дружбы (1994), был отмечен почетной грамотой президента России (2010).

Попов был лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве (две золотые медали как клоуну на манеже и как эксцентрику, выступающему на свободной проволоке, 1957), премии Оскара (Брюссель, 1958). В 1981 году завоевал почетный приз «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло.


 
В июне 2015 года Попов впервые за 25 лет приехал в Россию. Он стал почетным гостем международной цирковой премии «Мастер» в Сочи. Олег Попов открыл своим выступлением торжественную церемонию и был удостоен премии «Легенда цирка».


 
В декабре 2015 года выступил в Петербурге на открытии после реставрации Цирка Чинизелли. Он мечтал до 80 лет выходить на манеж и продолжал работать, перешагнув этот рубеж. Несмотря на возраст, Олег Константинович не потерял артистической формы, придумывал новые номера.
 


В начале 2016 года он выступил в Саратове, где начинал цирковую карьеру. Выступления в Ростове-на- Дону стали последними в жизни Солнечного клоуна.
2 ноября 2016 года Попов скончался от остановки сердца в Ростове-на-Дону в гостиничном номере. Он просил, чтобы в гроб его положили в костюме клоуна. Похоронен на маленьком кладбище в Эглофштайне Германии.

 


 
Источник: Шевченко, Т. Олег Попов: бегство от нищей старости  //  Дарья. Биография. – 2019. - № 12. – С. 28-29.
 


26.03.2020

«Свободный полет»
 

 


55 лет назад состоялся первый в истории выход человека в открытый космос  (1965 г.).

Отделенный от гибельного холода и смертоносной радиации тонким скафандром, он со скоростью пули пронесся с кораблем по околоземной орбите. Внутри кабины его, Алексея Леонова, ждал, волнуясь, напарник Павел Беляев, а на родной планете – пославшая их на подвиг страна.

Академик Сергей Королев считал этот эксперимент основой космической программы на много лет вперед – человек должен научиться не только выживать, но и действовать в открытом космосе. Алексей Леонов – опытный летчик, а также талантливый художник. Королев хотел, чтобы первый человек, увидевший Землю из открытого космоса, обладал цепким взглядом живописца.
18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту. В 11 часов 32 минуты 54 секунды, когда космонавты пролетали над Черным морем, командир экипажа Павел Беляев открыл выходной люк -  и Леонов первым в мире выплыл в безвоздушное пространство. 12 минут 9 секунд космонавт находился в свободном полете, вне корабля и шлюза. Связь с землей не прерывалась. Через несколько минут после того, как Леонов шагнул в открытый космос, его скафандр – из-за разницы в давлении внутри и снаружи – раздулся как воздушный шар.

Кислород был на исходе, решение нужно было принимать без промедлений. Вопреки инструкции, космонавт решил действовать самостоятельно и сумел протиснуться в шлюзовые сени «Восхода» только головой вперед. Там, в тесноте, ему пришлось перекувыркнуться, чтобы войти в корабль. Это была работа за пределами нервных и физических возможностей человека. К счастью, все завершилось благополучно.
Трудно переоценить практическое значение этого достижения. Развитие современной пилотируемой космонавтики непредставимо без работы в открытом космосе.Это и стыковкм, и ремонт орбитальных станций, и различные научные эксперименты… тем ценнее, что первый шаг в неизведанное сделал наш соотечественник.

Источник: Месяц в истории  //  Историк. – 2020. - № 3. – С. 46.

 


19.02.2020

«Александра, Александра…»


 
  40 лет назад состоялась телевизионная премьера фильма 
«Москва слезам не верит»  (1980 г.).
 
Киноповесть Валентина Черных «Дважды солгавшая» заняла высокое третье место на конкурсе сценариев, посвященных Москве, но режиссеров не впечатлила. Даже когда текст о жизни трех провинциалок в столице попал в руки Владимиру Меньшову, судьба произведения еще не была решена. Он хотел отказаться от сценария, однако его сердце покорил эпизод, в котором юная Катя Тихомирова заводит будильник и засыпает в слезах, а просыпается спустя 20 лет и будит взрослую дочь. Меньшов решил снимать. В мире кино к его новому проекту отнеслись без особого энтузиазма, и от ключевых ролей по очереди отказывались звезды советского экрана. В итоге на роль Кати режиссер взял свою жену Веру Алентову, кандидатуру которой изначально даже не рассматривал.
 
 
В конце 1979 года состоялся премьерный показ фильма в московском кинотеатре «Звездный». Критики и кинематографисты скептически оценили картину, окрестив ее «дешевой мелодрамой». Но 11 февраля 1980 года фильм увидела широкая публика на телеэкранах и … сразу поверила и слезам, и шуткам героев Меньшова. Фильм дарил людям главное – надежду на счастье. За первый год проката в Советском Союзе его посмотрели 90 млн. человек. Еще более неожиданным оказалось международное признание. Фильм, остроумно и динамично повествовавший о судьбах самых обыкновенных людей, открывал зарубежным зрителям «СССР с человеческим лицом». 31 марта 1981 года  ленте Меньшова был присужден «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Правда, режиссер получил статуэтку лишь спустя восемь лет, поскольку тогда он оказался «невыездным». На торжественной церемонии награду Американской академии киноискусств вместо него принял советский атташе по вопросам культуры.
 
 
В 1980 году по результатам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим отечественным фильмом года. Картину разобрали на цитаты. И даже 40 лет спустя она не сдает позиции: на популярных интернет-ресурсах ее рейтинг постоянно растет. По-прежнему собирают широкую аудиторию и телевизионные повторы любимой киноленты.
 
Источник: Месяц в истории  //  Историк. – 2020. - № 2. – С. 45.
 

02.02.2020

«Главный из «толстяков»


 
95 лет назад вышел первый номер журнала «Новый мир» (1925 г.).

Традиция русских литературных журналов, восходящая ко временам Николая Карамзина, получила новый импульс развития в советские годы, когда к писателям относились как к инженерам человеческих душ. Такие издания называли толстыми журналами или просто «толстяками». Первым среди равных в этом ряду по праву считался «Новый мир» - журнал, первый номер которого вышел 18 января 1925 года.

 

Название журнала, основанного при газете «Известия», подчеркивало его устремленность в коммунистическое будущее. В роли главного редактора выступил сам нарком просвещения Анатолий Луначарский. Среди новых авторов журнала достаточно упомянуть Сергея Есенина, Александра Грина, Анри Барбюса, Михаила Пришвина, Бориса Пильняка. Журнал быстро занял ключевое положение, и о публикации на его страницах мечтал каждый писатель.
 
В разные годы издание возглавляли Константин Симонов, Сергей Наровчатов, Владимир Карпов, Сергей Залыгин. Но наибольшую славу принес журналу поэт Александр Твардовский – главный редактор в 1950-1954 и 1958-1970 годах.

Именно в его времена в «Новом мире» состоялись яркие публикации повестей и рассказов Юрия Бондарева и Александра Солженицына, Василия Белова и Василия Шукшина. Журнал открывал новые направления в советской литературе и считался островком свободомыслия. Его голубая обложка была известна всем любителям словесности.

В конце 1980-х годов тираж «Нового мира» приближался к 3 млн. экземпляров, а спрос на него был еще выше.

С 1947 по 1991 год журнал являлся органом Союза писателей СССР.  В 1991-м «Новый мир» стал частным изданием и вскоре растерял обширную аудиторию. Но и в наши дни он остается самой объективной выставкой достижений современной русской
литературы.

Источник: Месяц в истории  //  Историк. – 2020. - № 1. – С. 36-37.

 


 26.12.19

 «Любимый медвежонок «Умка»



В 2019 году исполнилось 50 лет со дня выхода на телеэкраны любимого мультипликационного фильма «Умка» (1969г.).

Вот уже прошло пятьдесят лет, когда пришёл в этот мир добрый белый медвежонок. Советский рисованный мультфильм 1969 года, созданный режиссёрами Владимиром Пекарем и Владимиром Поповым на студии «Союзмультфильм», получил огромную популярность, как среди детей, так и взрослых. Какая мама не пела своему ребенку колыбельную медведицы, слова которой, многие до сих пор помнят наизусть.
Помните этот легендарный мультфильм из детства? О дружбе самого трогательного медвежонка из советских мультфильмов и маленького мальчика. Им придется расстаться, так как полярная экспедиция заканчивается и людям приходится уходить из тех краев, где живут белые медведи. Медвежонок опечален. Он хочет найти своего друга.

Второй мультфильм «Умка ищет друга» вышел в 1970-м, но тогда мы увидели только, как Умка, после ряда забавных приключений, втайне от мамы улетает на вертолете на поиски друга, обещая ей вернуться. Продолжение этой трогательной истории каждый уже додумывал сам.
 


 

И вот спустя 50 лет, после выхода первого мультфильма, киностудия «Союзмультфильм» показала, что же произошло на самом деле.  Она представила финальную часть мульт-трилогии «Умка на ёлке».

По словам председателя правления «Союзмультфильма» Юлианы Слащевой: «Уверена, что многие поколения наших зрителей долго ждали этого момента, надеялись и представляли радостную встречу! И вот теперь мы, наконец, узнаем, удалось ли самому трогательному, искреннему и смелому полярному мишке найти своего товарища. И, конечно, в финале прозвучит песня – добрая и мелодичная, в лучших традициях отечественной мультипликации. Это будет замечательный подарок российским зрителям на Новый год».

Согласно пресс-службе киностудии, анимационная лента расскажет о важности искренней дружбы и тёплых семейных взаимоотношений, а также покажет пример доброго отношения к братьям нашим меньшим.
Крупнейшая нефтяная компания страны «Роснефть» стала генеральным спонсором мультфильма, так как считает сохранение и защиту белых медведей одним из приоритетов своей деятельности в области экологии и защиты окружающей среды.

Автором сценария выступила - Мария Богданова, режиссером - Александр Воробьев, художником-постановщиком – Петр Захаров.
Одну из самых знаменитых песен «Колыбельную медведицы» в новой серии исполнила Лариса Долина. Изначально эта композиция была написана композитором Евгением Крылатовым, а оригинальное исполнение песни принадлежит Аиде Ведищевой.
Премьера третьей части мультфильма прошла на киностудии «Союзмультфильм», где присутствовали, как совсем юные зрители, так и звездные гости и, конечно же, сами авторы.

Новая серия «Умки» станет трогательной встречей с любимым медвежонком для детей, которые выросли и стали родителями, и радостным открытием для нынешних малышей.