Телефон (34397) 5-32-70

Книги


Информационный обзор новых книг, 
поступивших в информационно-библиографический отдел 
ЦГБ им. А.С. Пушкина (май 2017 г.)
 
Кашкаров, А.П.
Адаптация мигрантов: роль библиотеки : метод. рекомендации от специалистов–практиков / Андрей Петрович Кашкаров. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 128 с.  – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 156).
Предлагаемое издание – первое в стране методическое пособие по библиотечной работе с читателями-мигрантами. В книге раскрываются специфика приобщения к чтению мигрантов из стран СНГ и их детей, использование в этой деятельности книжной продукции различных жанров, привлечение к разным формам мероприятий, организуемых в библиотеках.
В пособии автор раскрывает, кто такие мигранты: трудовые и нетрудовые; как создать гармоничную обстановку на абонементе; формы обучения мигрантов посредством библиотечных инструментов; необычные методы обучения русскому языку; освещает адаптационную методику библиотерапии в общедоступной библиотеке.
Подробно автор рассматривает приёмы работы с детьми мигрантов в детских и юношеских библиотеках.
В приложениях даются:
Список публикаций для работы с читателями-мигрантами
Аннотированный список изданий для помощи в освоении русского языка по публикациям иностранных классиков
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина
Административная ответственность несовершеннолетних
Выдержки о работе с мигрантами из действующего федерального законодательства. 
Пособие адресовано библиотекарям, профессионально занимающихся обслуживанием представителей национальных диаспор, преподавателям и студентам вузов культуры.

Шеламова, Г.Н.
Библиотека выходит на улицы города : инновационные формы массовых акций / Галина Николаевна Шеламова, Наталья Борисовна Ковальская. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 192 с.  – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 157).
Деятельность библиотек в Российской Федерации в последние годы быстро меняется – как по форме, так и по содержанию.
В данном пособии освещается и обобщается опыт проведения массовых библиотечных акций вне стен библиотеки, главным образом  - под открытым небом.
Основу книги составило изучение деятельности двух крупных централизованных библиотечных систем – городов Елец Липецкой области и Воркута Республики Коми.
Авторы подробно рассматривают, что такое акция в системе библиотечной деятельности, раскрывают методические основы умения создания акции, описывая  все этапы подготовки акции. Также в пособии рассматриваются особенности планирования и проведения акций разного уровня: акции в одной библиотеке, общебиблиотечные акции и всероссийские акции.
В издании даны приложения:
Положение о библиотечной акции «Книга. Лето. Молодёжь», посвящённой Дню молодёжи
Результаты экспресс-опроса «С чем у вас ассоциируется слово «культура»?»
Положение об акции-конкурсе детского рисунка «Я за здоровый образ жизни!»
Отчёт о проведении акции-конкурса «Я за здоровый образ жизни!»
Сценарий библиотечного мероприятия «Экскурсия по улице Ленина»
Положение о библиотечной акции «С книгой в дорогу!»
Результаты проведения библиотечной акции «С книгой в дорогу!»
Афиши библиотечных мероприятий регионов Российской Федерации.
Пособие будет интересно библиотечным специалистам-практикам, широко использующих различные формы массовой работы. 

Головко, С.И.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки: актуальные аспекты : монография / Светлана Ивановна Головко. – Москва : Литера, 2014. – 168 с.  – (Серия «Современная библиотека»).
В книге освещаются вопросы истории, анализируются традиции и современные инновации культурно-просветительской миссии библиотеки. Автор монографии, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета, предлагает авторские активные формы культуроведческой деятельности библиотечных специалистов, реализации их творческого потенциала в целях формирования культурного пространства и создания благоприятной информационно-просветительской среды.
В издании подробно освещается литературное просвещение в библиотеке, рассказывая о книгах – бестселлерах своего времени, как продвигать их к современному читателю; описывается библиотечный просветительско-литературный проект «Книги, которые стоит перечитать».
Представлены креативные средства обучения библиотечных специалистов технологии культурно-просветительской деятельности, внедрению новейших методик и практик.
Предложены приложения:
Дизайн-макет выставки – календаря «ХХ век – хроника литературной жизни. 1983 год»
Афиша-приглашение «10 ярких событий в литературе 60-х ХХ века, которые мы вспоминаем»
Карта чтения «Лучшие книги 80-х г.г. ХХ века  - для Вашего чтения»
Топ-лист «Перечитайте книги Константина Паустовского!»
Путеводитель «Книжное наследие России: страницы истории».
Издание адресовано специалистам библиотечного дела и сферы культуры, преподавателям и студентам вузов и колледжей культуры и искусства.
 
Кем стать, пекарем или лекарем, спроси у библиотекаря : сценарии мероприятий по профориентации, викторины, тесты, материалы для тематических выставок / редактор-составитель И.В. Зайцева, редактор А.А. Лесковская. – Москва : Либер-Дом,  2014. – 128 с.  – (Серия «Детская читальня «БиблиоНЯНЯ»» ; вып. 1).
В издание включены сценарии для проведения библиоэкскурсий в мир различных профессий, где книга выступает в роли проводника. В практической части даны психологические тесты на проверку способностей, склонностей и навыков читателей; примеры игровых ситуаций и материалы для тематических выставок.
В книге даны мероприятия, посвящённые различным специальностям, связанным с братьями нашими меньшими,  из области права, из области моды, о профессиях повара, эколога, военного, библиотекаря.
Пособие рассчитано на учащихся 13-18 лет (7 – 11-е классы). Адресовано библиотекарям, а также учителям и родителям – всем, кто неравнодушен к будущей судьбе ребят.
Квесты : приложение к журналу «Игровая библиотека». – Москва : Литера,  2017. – 95 с.  
В издании даётся общее описание двух квестов по текстам трилогии Н.Н. Носова о Незнайке для учащихся 2-6-х классов. В первом квесте  – настольном – используется игровое поле либиринта-ходилки. Второй квест проводится на местности, опознавательные знаки можно разместить как в помещении, так и за его пределами.
Даны приложения, в которых размещены задания квестов.
 

Информационный обзор новых книг, поступивших в информационно-библиографический отдел
ЦГБ им. А.С. Пушкина (июнь 2016 г.)

Шипилова, И.З.
Библиотека семейного чтения: традиции и новации : пособие для специалистов и родителей.
– Москва : Либер-Дом, 2016. – 144 с.  – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 158).
В пособии характеризуется работа библиотеки семейного чтения как центра по организации познавательной и досуговой деятельности всех членов семьи.
В книге рассказано об истоках зарождения семейного чтения в дворянских семьях, о культуре и образовании в царской России, о создании первых детских библиотек.
В издании обоснованы принципы создания библиотек семейного чтения, предложены критерии их оценки. Даны характеристики традиционных и инновационных  форм и методов работы с семьёй, описываются маркетинговые стратегии их использования. Автор рассматривает информационную среду, которую формирует библиотека семейного чтения, в книге широко представлен передовой опыт московской Библиотеки им. Н.Ф. Погодина.
 В приложениях даны – «Школа родительской грамотности»: примерная тематика занятий для родителей; рекомендательный список литературы для учащихся средних и старших классов и их родителей «Не плакать, не смеяться, а понимать!»; пилот-проект «Читаем вместе»; программа библиотечного исследования «Досуг семьи: книга или компьютер»; программа клуба для родителей «Мой маленький гений» и т.д.
Издание предназначено сотрудникам массовых библиотек, специалистам, работающим с семьями, преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений сферы культуры, родителям детей младшего возраста и подростков.

Шуминова, И.О.
Библиотеки будущего: спектр перспективных услуг : практ. пособие.
– Москва : Либер-Дом, 2016. – 112 с.  – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 159).
Автор предлагаемой книги на основе обобщения разнообразного профессионального опыта подробно рассказывает о перспективных тенденциях в развитии библиотечной сферы.
В эпоху глобализации современные библиотеки превращаются в пространства для проведения публичных акций, получения внешкольного образования и саморазвития пользователей, их досуга и общения. Библиотеки способствуют преодолению информационного неравенства, помогают сохранению локальной культуры своего поселения и региона, оказывают активную поддержку социально незащищенным людям. В этом проявляются тенденции преобразования библиотечных учреждений в культурно-просветительские центры нового типа. Но даже в цифровом мире у библиотеки есть функции, которые остаются нужными  и актуальными по-прежнему – сбор, объединение и поиск информации.
В книге рассматриваются такие новые услуги  как краудсорсинг и пространство для коворкинга (совместно работающий).
В  сфере внешкольного образования и просветительства библиотека может быть как центр туристического маршрута, библиотека-театр, библиотека - музей, арт-пространство. А может стать ключевым местом встреч и взаимодействий.
 В приложениях даны положения о различных конкурсах,  программы, планы реализации проектов.
Издание адресовано сотрудникам и руководителям массовых библиотек, преподавателям и студентам вузов культуры, специалистам по информационным дисциплинам.

Ладожина, Т.Н.
Информационная культура: содержание и методика освоения : практ. пособие.
– Москва : Либер-Дом, 2016. – 112 с.  – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век» ; вып. 160).
Пособие способствует адаптации учащейся молодежи в современном информационном пространстве, помогает приобретению студентами знаний, умений, навыков информационного самообеспечения их учебной и научно-исследовательской деятельности.
Издание включает разделы, посвящённые составлению библиографического описания документов, стратегии самостоятельного и наиболее эффективного поиска информации в электронных и печатных ресурсах систематизации данных; методам аналитико-синтетической переработки информации; технологии полготовки и оформления конспектов, рефератов, докладов и т.д.
В книге даются такие понятия как информация, информационная культура, документ, виды документов.
Пособие рассказывает об информационно-поисковых системах, раскрывает таких понятий как информационный поиск, культура информационного поиска.
Издание знакомит со способами переработки первичной информации, с видами рабочих записей, научно-справочным аппаратом книги.
В приложениях книги даны схемы основных видов изданий, основных видов аудиовизуальных документов, структура справочной аннотации, тесты и перечень контрольных вопросов по итогам освоения дисциплины, глоссарий и список рекомендуемой литературы.
Пособие предназначено для студентов, преподавателей вузов и колледжей, а также для библиотекарей-практиков. Его можно рассматривать как инструмент практического тренинга, необходимого для успешного выполнения учебных заданий по всем предметам.

Шуминова, И.О.
Мир без насилия: воспитание культуры межнационального общения : практ. пособие.
– Москва : Литера, 2015. – 152 с.  – (Серия «Современная библиотека»).
Настоящее пособие – это аккумулированный практический опыт работы общедоступных библиотек, направленный на профилактику экстремизма и терроризма, противодействие идеологии терроризм; пропаганду духовных и нравственных ценностей; воспитание национальной и религиозной терпимости; уважения к вере, обычаям, истории и культуре разных народов; сохранение и популяризация традиционных культур народов России, региона; воспитание гражданственности и патриотизма на основе изучения истории страны, малой родины.
Раскрыт опыт библиотек Астраханской области на примере таких мероприятий как Фестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России!», сценарный план Дней ногайской культуры, проект «Перекрёсток культур», библиобульвар «Читай, Ахтубинск», проект «Экология слова - сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России».
В приложениях даны: час поэзии «Газиза Самитова – первая женщина- поэт в татарской литературе», сценарий праздника «День России: связь времён…», этнографический журнал «Путешествие в Дагестан», литературный час «Великий поэт Востока: Алишер Навои», комплексный план «От конфликтов к согласию», материал для организации и проведения мероприятий, посвящённых дням славянской письменности и культуры и т.д.Из стихов володарских поэтов:
Так и живу на солнечной земле,
Где прорастают дружбы семена,
Где нераздельны дастархан и хлеб…
Два языка, а Родина одна!

Психология и литература в диалоге о человеке : [коллективная монография] / под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. – Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира,  2016. – 368 с.  – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека» : серия 1; вып. 1).
Представленная коллективная монография подготовлена на основе материалов Международной научной конференции, посвящённой Году литературы в России с участием профессиональных писателей и поэтов.
В 1-4 –х частях  книги представлены научные статьи по актуальным проблемам: взаимоотношения психологии и литературы, психологические основы школьного литературного образования, теория и практика читательской деятельности, библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение и библиотерапия.
В 5-й части – «Учёные пишут стихи и прозу» - представлено литературное творчество отечественных и зарубежных научных работников; в 6-й части книги – «Писатели в гостях у психологов и педагогов» - печатаются стихотворения, рассказы, главы из романов, эссе профессиональных литераторов.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.

Ястребцева, Е.Н.
33 совета по применению в библиотеке Интернета
. – Москва : Библиомир, 2015. – 224 с. 
Развитие социальных медиа, появление мобильных устройств и приложений для работы в облачных средах влияют на изменения в библиотеках, улучшение их имиджа, наполнение новым интересным содержанием.
Готовности библиотекаря принять эти новшества для продвижения чтения и новых услуг, организации самостоятельной исследовательской, творческой и коммуникативной деятельности в библиотеке, созданию культурных и образовательных сетевых событий посвящена эта книга.
33 совета – это практические рекомендации по многим важным сегодня для библиотеки темам, которые показывают формы и приемы работы в Сети, помогут библиотекарям использовать в повседневной деятельности инернет-технологии.
Особый акцент сделан на работе школьных библиотек с подростками среднего и старшего школьного возраста.
Издание открывает большие возможности для самообразования, показывает путь профессионального развития специалиста.

Савкина, С.В.
Электронные выставки библиотек: технология подготовки и оценки качества : учеб.-практ. пособие.
– Москва : Литера, 2016. – 120 с.  – (Серия «Современная библиотека»).
В пособии рассматриваются технология подготовки и методика оценки качества электронных библиотечных выставок. Дана характеристика их специфических свойств. Описаны интерактивные возможности ЭБВ как новой диалоговой формы работы с читателями.
Представлена многоаспектная классификация электронных выставок. Раскрыты возможности реализации информационной, культурной и образовательной функций библиотек посредством электронных выставок. Охарактеризованы возможности использования обучающих электронных выставок в образовательном процессе.
В табл. 6 даны технологические процессы разработки традиционных и электроны выставок библиотек. В книге  также дан алгоритм подготовки ЭБВ в двух наиболее распространенных форматов – HTML  и PowerPoint.
Дана подробная блок-схема «Подготовка электронной библиотечной выставки», оперограмма  «Подготовка электронной библиотечной выставки», нормы времени на технологические операции подготовки ЭБВ, раскрыты структура  и обеспечение навигационных возможностей ЭБВ, использование выразительных средств при создании электронных выставок.
Пособие будет полезно библиотекарям-практикам, студентам вузов и ссузов культуры, актуально для профессионального обучения и практики библиотечного обслуживания.

Крылова, Н.Б.
Старшеклассники: личностный рост. Библиотечное содействие средствами классической художественной литературы : учеб.-практ. пособие.
– Москва : Литера, 2015. – 128 с.  – (Серия «Современная библиотека»).
Проблема личностного роста старшеклассников средствами художественной классической литературы в условиях общедоступной библиотеки определяется происходящими в обществе социально-экономическими преобразованиями, изменениями в системе образования, переоценкой ценностей в молодёжной среде.
Чтение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной, играет значительную роль в нравственном воспитании человека. Особое место отводится художественной классической литературе, которая является источником знания и духовного развития.
В книге раскрывается роль программ и проектов чтения как условие повышения интереса старшеклассников к чтению художественной классической литературы. Дан опыт реализации программы чтения «Нестареющая классика» челябинских библиотек.
В заключении автор делает вывод, что на фоне положительных тенденций в продвижении классической литературы, остаётся ряд нерешённых проблем, касающихся подготовки библиотечных кадров по работе с учащейся молодёжью, преодолению ведомственных барьеров при налаживании партнёрских отношений, необходимости разработки комплексной программы по работе с классической литературой на региональном уровне. 


Информационный обзор новых книг,
поступивших в информационно-библиографический отдел
ЦГБ им. А.С. Пушкина (май 2016 г.)

Дворкина, М.Я.
Теория и история библиотечного дела. В 2-х т. Ч. 1. Библиотековедение
/ М.Я. Дворкина ; Рос. гос. б-ка.  -  Москва : Пашков дом, 2015.  – 452 с.

Двухтомник избранных статей включает две основные части. В первой части сборника «Библиотековедение» представлены наиболее значимые работы автора по теоретическим вопросам: объект и предмет библиотековедения, библиотека как социальный институт, библиотечные ценности, библиотечное влияние, традиции и инновации в библиотеке, проблемы библиотечной деятельности и библиотечной профессии.
Автор в своих статьях раскрывает общие и отличительные черты обслуживания пользователей в библиотеках, музеях и архивах, что такое библиотечная услуга, профессиональные ценности библиотекарей.
Издание предназначено для библиотековедов и библиотекарей, а также студентов профессиональных учебных заведений, может представлять интерес для культурологов и историков.

Дворкина, М.Я.
Теория и история библиотечного дела. В 2-х т. Ч. 2. История биб-лиотечного дела
/ М.Я. Дворкина ; Рос. гос. б-ка.  -  Москва : Пашков дом, 2015.  – 463 с.

Во  вторую часть «История библиотечного дела» включены статьи по методологии и методике исторического исследования, истории российских и московских библиотек, представлены также отчеты о научных семинарах по истории библиотечного дела.
В качестве приложений даны «Хронологическая таблица по истории библиотечного дела России: 1051-2000 г.г.», хронологический и тематиче-ский указатели всех публикаций автора, а также список работ о М.Я. Дворкиной и её публикациях.
Издание предназначено для библиотековедов и библиотекарей, а также студентов профессиональных учебных заведений, может представлять интерес для культурологов и историков.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учебник  / под ред. И.С. Пилко. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015.  – 288 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

В учебнике освещены теоретико-методические и организационно-технологические аспекты создания и эксплуатации справочно-поискового аппарата библиотеки. Подробно охарактеризована структура справочно-поискового аппарата: справочно-библиографический фонд, каталоги, картотеки и базы данных, сетевые электронные ресурсы в структуре справочно-поискового аппарата библиотеки, фонд неопубликованных библиографических пособий.
Рассмотрено создание и использование каталогов – электронного, алфавитного, систематического, предметного и сводного; картотек и баз данных. Раскрыты вопросы управления справочно-поисковым аппаратом, межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах. Проведен сравнительный анализ справочно-поискового аппарата библиотек, служб информации, архивов  и музеев.
Учебник – первый опыт комплексного освещения вопросов формирования и использования справочно-поискового аппарата библиотеки, его традиционных (карточных и печатных) и электронных компонентов.
Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник может найти применение в организациях среднего профессионального (библиотечного) образования и в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров, а также для специалистов-практиков.

Серебрянникова, Т.О.
Библиотечные каталоги : учеб.-практ. пособие
/ Т.О. Серебянникова, М.В. Стекаева. -  Санкт-Петербург : Профессия, 2014.  – 144 с.– (Азбука библиотечной профессии).

В пособии даётся общее представление об одном из важнейших элементов системы справочно-поискового аппарата библиотеки – библиотечных каталогах. Авторы подробно характеризуют основные виды каталогов, имеющихся в современной библиотеке – алфавитного, систематического, предметного и сводного. Раскрывают проблемы организации каталогов, их ведения, редактирования и оформления. Особое  внимание авторами уделено технологиям создания и поиска в электронном каталоге. Рассмотрены  виды сводных каталогов и технология корпоративной каталогизации.
В приложениях представлены технология формирования оригинальной машиночитаемой записи и примеры поиска информации  в Сводном каталоге библиотек России.
Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки.
Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Справочно-поисковый аппарат библиотеки».
 
Лиллиан, Дж.
Лучшие библиотечное программы с низким бюджетом для молодё-жи, подростков, детей : практ. пособие
/ под ред. Дж. Лиллиан ; пер. с англ. М.В.Алексеевой, науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой. -  Санкт-Петербург : Профессия, 2015.  – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии).

В книге собраны интересные примеры из опыта американских библиотекарей по работе с молодежью, детьми и подростками.
В первой части рассмотрены условия для разработки и успешной реализации библиотечных программ для молодых читателей, прежде всего, рациональное планирование бюджета программ и, при любом бюджете, продвижение услуг среди данной категории пользователей.
Вторая часть содержит примеры программ для различных категорий молодых читателей.
Все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей, содержат пошаговые инструкции и варианты исполнения при минимальных затратах, сопровождаются полезными ссылками на источники дополнительной информации.
В приложениях дано примерное руководство по обслуживанию молодых читателей YALSA/ALA. И приведён список компетенции библиотечных работников.
Издание адресовано сотрудникам всех публичных и школьных библиотек, работающих с молодёжью, подростками и детьми, а также студентам, преподавателям вузов и колледжей культуры. Книга с успехом может быть использована педагогами, специалистами по внеклассной работе и в системе повышения квалификации.
Успех библиотечного маркетинга : внедряем новые проекты  / Рос. гос. б-ка ; [авт.-сост. Л.Н. Зайцева]. – Москва : Пашков дом, 2015. – 105 с. – (Библиотека библиотекаря).
Сборник содержит инновационные проекты библиотек-участников ежегодного конкурса ИФЛА на получение международной премии в области библиотечного маркетинга. На протяжении 13 лет конкурс неизменно ставит перед собой задачи стимулировать появление новых идей, предоставить библиотекам возможность обмениваться успешным опытом. География участников довольно обширна, а их активность с каждым годом увеличивается, причем принимают  участие библиотеки самых разных видов и типов: публичные, вузовские, сельские, детские.
Приложение книги содержит всю необходимую информацию для будущих участников, включая анкету-заявку и глоссарий, а также состав жюри и список всех победителей.


 


Информационный обзор новых книг,
поступивших в информационно-библиографический отдел
ЦГБ им. А.С. Пушкина (апрель 2016 г.)

Библиотековедение. Общий курс : учебник / С.А. Басов, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина и др. ; науч. ред. А.Н.Ванеев, М.Н. Колесникова  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2013.  – 240 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

В учебнике рассмотрены основные этапы становления и развития библиотековедения как научной дисциплины: методология и терминология библиотековедения, его взаимосвязь с другими науками.
Рассмотрены концепции библиотеки как социального института, дана характеристика социальных функций библиотеки.
В данном издании библиотека рассмотрена как организация / учреждение.
Значительное внимание уделено типологии библиотек, нормативной базе библиотечного дела России. Охарактеризованы содержание и особенности библиотечной профессии, а также система подготовки и переподготовки библиотечных кадров.
Издание предназначено для студентов вузов культуры и искусств по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр»).

Гордукалова, Г.Ф.
Документоведение : часть 1. Общее документоведение : учебник
/ Г.Ф. Гордукалова, Т.В. Захарчук, Е.А. Плешкевич ; науч. ред. Г.В. Михеева.  – Санкт-Петербург : Профессия, 2013.  – 320 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций. Представлены разновидности первичных документов и их ценностные свойства (оригинальность, достоверность, точность и др.).
 Показано предназначение документов для определённых групп пользователей, возможности  их создания и использования на разных этапах научно-практической деятельности, в библиотечно-информационной сфере.
В издании характеризуются структуры и закономерности развития документального потока (динамика роста, старения и актуализации, рассеяния, фрагментарности и дублирования публикаций), а также особенности их проявления в электронной среде.
Включен обзор развития документоведения как науки и его современного состояния.
Учебник предназначен для преподавателей и бакалавров библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он также может быть полезен студентам колледжей культуры, обучающимся по тому же направлению, а также другим образовательным структурам, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием.

Документоведение : часть 2. Книговедение и история книги : учебник / под ред. д-ра ист. наук, проф. Д.А. Эльяшевича.  – Санкт-Петербург : Профессия, 2013.  – 464 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

В учебнике, подготовленном ведущими отечественными книговедами, представлен современный взгляд на теорию книговедения, историю письма, книги и книжного дела от античности до наших дней. Подробно и всесторонне рассматриваются национальные, технологические и иные особенности развития книгопроизводства и книгораспространения.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей вузов культуры, работников издательств, полиграфических и книготорговых предприятий. Он также может быть использован в учебных заведениях, готовящих специалистов в области книгоиздания и книжной торговли.
Учебник будет полезен исследователям, занимающимся изучением книговедения и истории книги, а также всем интересующимся книжной культурой прошлого и настоящего.

Коршунов, О.П.
Библиографоведение  : учебник
/ О.П. Коршунов, Н.К. Леликова, Т.Ф. Лиховид ; под общ. ред. О. П. Коршунова.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2014.  – 288 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

В учебнике всесторонне характеризуется библиографоведение как научная дисциплина: ее основные понятия, структура, место среди смежных дисциплин, история формирования теории библиографии в России и за рубежом. Рассматриваются основные компоненты библиографической деятельности: субъекты, объекты и цели библиографической деятельности, ее процессы и средства.
Дана видовая классификация библиографии как области деятельности.
Учебник предназначен для преподавателей и студентов библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он  может использоваться в колледжах, обучающих по тому же направлению, а также в системе повышения квалификации библиотечных работников.

Отраслевые информационные ресурсы : учебник / О.А. Александрова, Р.С. Гиляревский, Т.В. Захарчук и др. ; под  ред. Р.С. Гиляревского, Т.В. Захарчук.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2015.  – 416 с. – (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

Учебник является первым изданием, рассматривающим широкий комплекс информационных ресурсов, создаваемых в различных отраслях науки и практики.
В нем дается как общее представление об информационных ресурсах общества  (их классификации, нормативной базе создания и использования и т.д.), так и специфика информационных ресурсов, создаваемых в гуманитарных, социальных, естественных науках, в сфере художественной культуры, техники, сельского хозяйства, медицины.
В каждом разделе приводится общая характеристика рассматриваемой области, особенности формирования в ней документального потока, создания и использования библиографических и фактографических ресурсов, библиотечных, музейных и архивных фондов. Значительное внимание уделено описанию зарубежных информационных ресурсов в каждой из областей.
Учебник предназначен для преподавателей и бакалавров библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность». Он также может быть полезен студентам колледжей культуры, обучающимся по тому же направлению, а также другим образовательным структурам, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием.

Серебрянникова, Т.О.
Предметизация документов : учеб.-практ. пособие /
Т.О. Серебянникова.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2014.  – 128 с.– (Азбука библиотечной профессии).

В пособии дается общее представление об одном из важнейших процессов аналитико-синтетической переработки информации – предметизации документов.
Автор подробно описывает методику создания и использования словарей предметных рубрик, язык предметных рубрик, предлагает общую методику предметизации документов.
В издании прописан процесс создания ссылочно-справочного аппарата.
В приложении представлены некоторые частные методики предметизации документов, проиллюстрированные примерами.
Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование.
Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки.
Пособие предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Аналитико-синтетическая переработка информации».

Сукиасян, Э.Р.
Библиотечная профессия и кадровый менеджмент: избр. ст. 2004-2011 г.г.
/ Э.Р. Сукиасян  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2011.  – 430 с.

Сборник содержит статьи автора 2004-2011 гг., анализирующие отечественный и зарубежный опыт в области библиотечного образования и кадрового менеджмента.
Значительная часть статей посвящена библиотечной профессии, ее особенностям, вопросам престижа профессии, профессиональному воспитанию молодых кадров.
В беседах о нашей профессии автор рассуждает о профессиональных качествах библиотекаря; о традициях -  плохих и хороших; об этике в нашей повседневности; о портрете библиотекаря в интерьере библиотеки и т.д.
Издание предназначено для широкого круга библиотекарей-практиков публичных библиотек, руководителей библиотек, специалистов, занимающихся управлением персонала, студентов и преподавателей.

Захаренко, М.П.
Молодые кадры современной библиотеки: организационно -управленческий подход : науч.-практ. пособие
/ М.П. Захаренко ; предисл. Ю.Н. Столярова.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2014.  – 240 с.

Материал пособия отражает актуальную для библиотековедения и современной библиотечной практики проблему управления профессиональной мотивацией молодых библиотечных специалистов.
Аналитически оценивается состояние кадровой ситуации в библиотечной отрасли, сопоставляются и логически интерпретируются социально-демографические параметры молодых библиотечных специалистов.
На основе обобщения практического опыта и материала проведенного автором эмпирического социологического исследования представлены факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных сотрудников, аргументированы мотиваторы и демотиваторы их профессиональной деятельности, обоснован необходимый комплекс организационно-управленческих условий формирования и развития позитивной профессиональной мотивации молодого библиотечного персонала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды библиотеки.
Содержащийся в книге методологический и теоретико-прикладной материал представляет научно-практический интерес, вводит в профессиональный оборот новые подходы к управлению молодым персоналом библиотеки с использованием принципов и методов мотивационного менеджмента в его интерпретации к библиотечной сфере. Сформулированы предложения по оптимальным условиям мотивационного управления молодыми библиотечными специалистами применительно к отдельной библиотеке.
Издание адресовано руководителям, специалистам кадровых и методических служб библиотек, а также студентам и преподавателям профильных вузов, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Оно может быть использовано в качестве учебного пособия при подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности и аспирантов.

Мобильные библиотеки. Мобильные библиотечные онлайновые услуги  : сб. публ.  / под ред. Дж. Ниджем, М. Элли ; науч. ред. д-р техн. наук, проф. Я.Л. Шрайберг ; пер. Е.В. Малявская, В.В. Зверевич, Т.О.  Зверевич.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2012.  – 368 с. – (Новые библиотечные технологии).

Авторы сборника подробно и всесторонне рассматривают изменения, произошедшие в библиотеках с приходом мобильных технологий. В издание включены статьи по проблемам использования возможностей мобильных библиотек в обслуживании пользователей, особенно в таких социальных группах, как студенты, социальные медработники, учителя.

Публикации сборника заставляют читателя задуматься над тем, какой будет библиотека в ближайшем будущем, как изменятся ее читатели и процессы их обслуживания.

Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика  : сб. науч. тр.  / под общ. ред. проф. Н.И. Гендиной и доц. Н.И. Колковой.  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2015.  – 384 с.

В книге подробно описаны принципы проектирования контента официальных сайтов учреждения культуры и образования.
Рассмотрены технологии создания официальных сайтов, а также концепция разработки таких проектов, созданная НИИ информационных технологий КемГУКИ. Характеризуются результаты ее внедрения в практику работы библиотек, музеев, вузов.
Отдельно представлен анализ существующих сайтов различных библиотек, музеев, вузов и органов власти.
В книге также  изложены концепции и технологии создания официальных сайтов. Даются конкретные проектные решения по созданию и модернизации контента сайтов, а также рекомендации по подготовке для этих целей квалифицированных кадров.
Сборник адресован студентам и аспирантам вузов, обучающимся по специальностям и направлениям подготовки информационного профиля, преподавателям вузов, работникам библиотек, музеев и других учреждений культуры, а также представителям всех направлений социальной сферы, которые берут на себя обязательства стать заказчиками или разработчиками  сайтов.

Чтение в XXI веке: традиции и тенденции  : материалы Всерос. науч.-практ. конф.,  29-30 мая 2014 г.,  Екатеринбург / М-во культуры Свердл. обл. ; Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В.Г. Белинского ; сост. и общ. ред. О.В. Моревой.  -  Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014.  – 202 с.

В сборник вошли доклады, выступления и тезисы, которые прозвучали на конференции, посвящённой 115-летию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. В них авторы осветили различные аспекты такого культурного феномена как «чтение» во всем его многообразии: культурологическом, историческом, философском и прикладном.
Сборник может быть полезен работкам библиотек и теоретикам, изучающим изменения культурной практики чтения в XXI веке.
Справочник библиотекаря  / науч. ред. А.Н. Ванеев.  -  4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Профессия, 2013.  – 640 с. – (Библиотека).
Необходимость нового издания «Справочника библиотекаря» вызвана стремлением авторов отразить изменения в библиотечном деле, которые произошли в последние годы.
В четвертом издании значительной переработке подверглись разделы, связанные с составлением библиографического описания, экономикой библиотечной деятельности, формированием профессиональной среды библиотекаря.
По-прежнему большое внимание в «Справочнике библиотекаря» уделено проблемам библиотечного менеджмента, формирование библиотечных фондов, библиотечного обслуживания.
«Справочник библиотекаря» предназначен для широкого круга библиотечных работников, а также преподавателей, студентов и аспирантов высших специальных библиотечных учебных заведений.


 


Информационный обзор новых книг,
поступивших в информационно-библиографический отдел
ЦГБ им. А.С. Пушкина (март 2016 г.)


Балкова, И.В.
Справочное пособие библиотекаря : библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание
/ И.В. Балкова. – Москва : Пашков дом, 2014. – 342 с.
Справочное пособие библиотекаря – новая книга специалиста в области библиотековедения, автора ряда работ. В этом издании освещены основные аспекты библиотечной деятельности. Автор в пособии раскрывает, какие типы библиотек бывают, рассматривает систему каталогов и картотек библиотек, типы и виды документов библиотечного фонда, методику составления библиографического писания. И.В. Балкова подробно рассматривает в книге формы и методы работы с читателем, а также технологию библиотечного обслуживания.
Актуальные сведения о библиотечном деле будут полезны не только начинающему специалисту, но и профессионалу, который, возможно, по-новому посмотрит на проблемы библиотечной теории и практики.

Суслова, И.М.
Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты : учеб.-метод. пособие
/ И.М. Суслова. – Санкт-Петербург :  Профессия, 2012 г. – 240 с.

В настоящем пособии излагаются основы психологии информационно-библиотечного менеджмента. Автор раскрывает параметры психологической работы с персоналом: его формирование, развитие, определяет причины конфликтов в коллективе, рассматривает виды конфликтов и методы управления ими. Рассматриваются закономерности управленческого общения, правила и нормы этики деловых отношений.
Отдельно рассматриваются вопросы психологии личности и профессионализма руководителя библиотеки, лидерство и стиль руководства, факторы самоменеджмента руководителя.
Учебное пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.

Колесникова, М.Н.
Управление персоналом библиотеки : учеб.- практ. пособие
/ М.Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – 192 с.

В данном пособии раскрыты сущность и основы управления персоналом библиотеки в современных условиях. Представлены психологические основы управления персоналом библиотеки – стиль и методы управления, организационное поведение сотрудников, стиль делового общения, мотивация трудовой деятельности, специфика библиотечного коллектива.
Издание содержит ряд приложений практического характера по вопросам найма, оценки, увольнения, организации условий труда сотрудников и др.
Пособие  предназначено студентам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, учащимся библиотечных колледжей, а также слушателям системы повышения квалификации, работникам кадровых служб и руководителям библиотек.

Столяров, Ю.Н.
Формирование библиотечного фонда : практ. пособие
/ Ю.Н. Столяров ; МГУКИ. – Санкт-Петербург : Профессия, 2015. – 508 с.

В пособии с современных позиций освещён весь комплекс вопросов, связанных с функционированием библиотечного фонда библиотек различных типов и видов. Автор раскрывает библиотечный фонд как подсистему библиотек, элементы и подсистемы фонда, даёт определения видам документов, что такое электронный документ. Рассмотрено место библиотечного фонда в системе документных фондов страны. Раскрыта теория функционирования библиотечных фондов всех типов и видов.
Изложенные теоретические положения служат фундаментом для понимания и постановки технологии формирования библиотечного фонда, т.е. его комплектования, учёта, обработки, размещения и доставки документов библиотечным пользователям.
Издание предназначено для студентов,  преподавателей, аспирантов библиотечных факультетов, а также других образовательных структур, занимающихся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой библиотечных кадров, их дополнительным образованием. Практиками-фондохранителями оно может быть использовано для самообразования.

Сукиасян, Э.Р.
Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы : избр. ст.
/ Э.Р. Сукиасян  -  Санкт-Петербург : Профессия, 2012.  – 536 с.
Сборник содержит статьи автора по вопросам теории и истории, методики и современной практики каталогизации  и классификации, в том числе относящиеся к сфере современных технологий (электронные каталоги, конверсия каталогов, автоматизированные библиотечные системы и пр.).
Издание предназначено для библиотекарей-практиков публичных библиотек, специалистов из области библиотечной компьютеризации, преподавателей, студентов вузов культуры и искусств.

Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда : с комментариями и приложениями / Рос. гос. б-ка ; [подгот.: Н.И. Хахалева и др.]. – Москва : Пашков дом, 2015. – 88 с.
«Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда»  с комментариями и приложениями разработан специалистами Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в соответствии с решением Совета сотрудничества национальных библиотек Российской Федерации (Протокол 17 заседания Совета сотрудничества от 19 декабря 2013 года, п. 4). В разработке документа приняли участие специалисты Национальной библиотеки Республики Карелии, Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А Добролюбова.
В документе даны определения, что такое  единица учёта библиотечного фонда, учёт поступления и выбытия документов, учёт итогов движения библиотечного фонда, делопроизводство в организации учёта библиотечного фонда.
Порядок учёта предназначен для библиотек, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.

Гусева, Е.Н.
Оценка инновационной деятельности библиотек: методы и подходы
/ Е.Н. Гусева ; Рос. гос. б-ка. - Москва : Пашков дом, 2013 г. – 83 с. – (Библиотека библиотекаря).

Инновационная деятельность сегодня выступает главным условием развития современного социума.
Автор книги, заместитель директора Департамента науки и образования, начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры Российской Федерации, рассказывает обо всё возрастающей роли инноваций.
В издании даются определения термина «инновация», какие бывают инновации, что значит «управлять инновациями». Рассказывается, что такое библиотечная инноватика, даётся методология и методика оценки инновации.
Рекомендации предназначены для работников, участвующих в нормировании труда, и руководителей библиотек.

Внедряем новые проекты : из опыта библиотек / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2013. – 52 с. – (Библиотека библиотекаря).

Сборник содержит описание нескольких социальных и маркетинговых инноваций библиотек московского региона.
В данных проектах реализован историко-просветительский и краеведческий аспект библиотечной работы. В издании представлены историко-социальный проект «Бибиревское  землячество» Юношеской библиотеки № 99, ЦБС № 1 Северо-Восточного округа г. Москвы; просветительский проект Московской областной государственной научной библиотеки им. Н.К. Крупской «Мир науки и искусства», сетевой проект «Библионочь» на примере Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, а библиотека № 239 ЦБС «Солнцево» внедрила в свою работу организационную инновацию по продвижению библиотеки в местном обществе «Библиотека – многофункциональный информационно-культурный центр».
Знакомство с конкретным опытом позволит библиотекам найти свои способы современной реализации своих социальных функций и продвижений.

Фёдоров, А.О.
Библиотечная  блогосфера : в чём феномен библиотечного блога?
/ А.О.  Фёдоров ; Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2013. – 87 с. – (Библиотека библиотекаря).

Автор на страницах книги увлекательно рассказывает о библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек.
В издании рассказывается, что такое блоги, даётся классификация блогов, раскрываются их возможности, а также инфрмируется, о чём и как  писать в блог библиотеки. Шаг за шагом раскрываются действия по созданию и ведению блога.
В издании даны  перечень библиотечных богов, терминологический словарь, список использованных источников.

Фёдоров, А.О.
Как продвигать библиотеку в Твиттер : секреты кухни библиотечного микроблога
/ А.О. Фёдоров, И.В. Юрик / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2013. -  80 с.  - (Библиотека библиотекаря).

Твиттер – самый популярный сервис для микроблогинга. В чём секрет такого простого ресурса рассказывают авторы книги.
В издании раскрывается, для чего нужен Твиттер библиотеке, как завести библиотечный твит-аккаунт, даны рекомендации по организации работы библиотеки в Твиттере, списки подписок и сервисы.
Книга будет интересна библиотечным работникам, а также преподавателям, студентам и каждому современному человеку.
 
 


Информационный обзор новых книг,
поступивших в информационно-библиографический отдел
ЦГБ им. А.С. Пушкина (апрель 2015 г.)


Елисина, Е.Ю.
Электронные услуги библиотек
/ Е.Ю. Елисина. – СПб. : Профессия, 2012. – 304 с.
Издание представляет собой комплексное исследование библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотеками в электронной среде с использованием электронных документных ресурсов. В пособии раскрываются актуальные проблемы электронного фондоведения и обслуживания электронными документами. Особое внимание уделено классификации электронные документов, формированию фонда сетевых удаленные документов, организации обслуживания пользователей электронными документами. В книге дана краткая характеристика новой парадигмы библиотечного обслуживания, получившая в зарубежном библиотековедении название «Библиотека 2.0».
Книга предназначена для широкого круга библиотечных работников и руководителей библиотек, может быть использована в учебных курсах по библиотечным фондам, обслуживанию пользователей и информационным технологиям высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации.
 

Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность : сб. публикаций  / под  ред.  П. Годвина, Дж Паркера. –  СПб. : Профессия, 2011. – 238 с.
Книга представляет собой тщательно подобранную совокупность статей по проблематике Веб 2.0 в библиотеках. Авторы открывают нам дверь в мир Веб  2.0, рассматривают влияние Веб  2.0 на формирование информационной грамотности, приглашают в путешествие в мир информационной грамотности и Веб 2.0 в публичных библиотеках. Ряд  статей книги посвящен использования RSS-каналов, создания подкастов, роли блогов как инструмента оценки, использования Википедии «для перехвата научных мыслей и т.д. Мы узнаем, как в будущем будет происходить обучение информационной грамотности, как реагируют библиотекари на Веб 2.0
Книга предназначена для широкого круга специалистов библиотечно-информационной сферы.

Сабинина, Т.Б.
Организационная культура библиотеки
: учеб.-метод. пособие / Т.Б. Сабинина. – СПб. :  Профессия, 2014 г. – 304 с.
В пособии рассматриваются различные подходы к формированию организационной культуры в библиотеке. В своей книге автор раскрывает структуру организационной культуры, формирование миссии и ценностей библиотеки, порядок приобщения новых членов коллектива к ценностям библиотеки.
 Подробно рассматриваются вопросы изучения организационной культуры библиотеки, приводятся конкретные концепции и методики.
 

Суслова, И.М.
Функциональные технологии информационно-библиотечного менеджмента
: учеб. пособие / И.М. Суслова, Л.А. Абрамова – СПб. : Профессия, 2014. – 280 с.
Данное учебное пособие отражает традиционные направления и новые тенденции в функциональных технологиях информационно - библиотечного менеджмента. В книге раскрывается методология  планирования в управлении современной библиотекой, организационная деятельность библиотеки, управленческий контроль. Раскрываются концепция процессного подхода и инновационное направление менеджмента, называемое контроллингом.
Издание предназначено студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.
 

Сборник основных российских стандартов по библиотечно- информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук. – СПб. : Профессия, 2010. -  528 с.
 Предлагаемый сборник дает представление об используемой сегодня в библиотеках нормативной базе в форме стандартов. Настоящее издание включает в себя тесты всех стандартов СИБИД, действующих на 1 июля 2010 г. Часть стандартов представлена в традиционной книжной форме, а остальные – на прилагаемом к изданию СD-ROM.
Издание предназначено для всех типов библиотек и информационных центров.

Брежнева, В.В.
Информационное обслуживание
: учеб. пособие / В.В. Брежнева, Р.С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012 г. – 368 с.
В пособии даются основные понятия информационного обслуживания, определение и классификация информационных продуктов и услуг. Анализируются основные тенденции информационного облуживания в условиях динамично меняющейся нормативной базы, усиления конкуренции, развития информационных технологий и других факторов. Охарактеризованы специфические особенности информационной продукции. Предложена типология информационной продукции и даны характеристики тенденций создания различных ее типов.
Издание предназначено для специалистов - практиков, преподавателей, аспирантов, а также бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
 

Маслова, А.Н.
Краеведение и библиотека
: избр. статьи. -  СПб. : Профессия, 2010.  – 368 с.
Книга содержит работы автора, опубликованные в разные годы, а также ранее не публиковавшиеся. В издании представлены статьи  по теории и практике библиотечного краеведения, краеведческой библиографии, рассматриваются вопросы региональной, национальной и краеведческой библиографии.
Книга содержит указатель имен, географический указатель и  список основных работ А.Н. Масловой.
Издание предназначено для сотрудников публичных библиотек, специалистов из области краеведения, преподавателей, студентов и аспирантов вузов культы и искусств.
 

Эдуард Рубенович  Сукиасян : биобиблиографический указатель / сот. Т.А. Бахтурина. – М. : Пашков дом, 2012. - 172 с. – (Деятели отечественного библиотековедения  и библиографоведения).
Указатель подготовлен и вышел в свет в связи с 75-летием Э.Р. Сукиасяна и отражает его публикации начиная с 1960 г. Тематика этих публикаций охватывает проблемы каталогизации и классификации, библиотечной профессии, управления персоналом и специального образования, вопросы современной библиотечной практики.
В указатель вошли книги, брошюры, статьи, рецензии и редакторские работы.
Издание снабжено вспомогательными указателями: заглавий, имен, рецензированных произведений, предметным указателем, указателем конференций, совещаний, семинаров.
Для широкого круга библиотечных работников, студентов и преподавателей.
 

Образ храма книги : важнейшие аспекты проектирования, строительства и реконструкции библиотек / сост. Л.Н. Нагаева ; Российская гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2011. – 112 с. : ил.
Построить дом – задача не из простых. Еще сложнее построить дом для книги – здание современной библиотеки, где должно быть комфортно и книгам, и читателям, и сотрудникам.
В издании сотрудниками Российской государственной библиотеки, а также зарубежными специалистами была предпринята попытка обобщить имеющийся в России и за рубежом опыт нового строительства здания библиотек, а также реконструкции старых.
Книга богато иллюстрирована. В оформлении использованы иллюстрации и фотографии, предоставленные Отделом зарубежного библиотековедения и  международных библиотечных связей РГБ, а также фотографии, хранящиеся в архиве Международного семинара «Перспективы развития библиотек в XXI веке. Ряд материалов и иллюстраций предоставлен ИФЛА.
Книга будет полезна и интересна всем, кто работает в библиотеке, а также  архитекторам, строителям, проектировщикам.
 

Галеева, И.С.
Путеводитель библиографа по Интернету
: учеб.-практ. пособие / И.С. Галеева. - СПб. : Профессия, 2013 г. – 240 с.
При поиске информации в Интернете существует множество подводных камней, о которых многие пользователи, и даже профессиональные библиографы, не догадываются. 
В пособии описаны традиционные исследования поиска, организация интерактивного поиска информации в библиотеке, поиск информации и его развитие. Как правильно построить запрос, как определить достоверность найденной информации и т.д. – на эти вопросы читатели получат ответы, прочитав данную книгу.
Издание адресовано библиографам библиотек различных типов, обслуживающих пользователей в электронной среде.
 

Справочник библиографа / науч. ред. Г.Ф. Гордукалова, Г.В. Михеева. -  4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Профессия, 2014 г. – 768 с.
Справочник библиографа отражает место библиографии в системе информационно - коммуникационной деятельности, все основные процессы библиографирования и библиографического облуживания.
В этом издании справочника учтены все изменения, произошедшие в библиографической деятельности за последние семь лет. Обновлены и расширены разделы, связанные с формированием отраслевых информационных ресурсов, библиографическим обслуживанием, созданием библиографической продукции. Введен новый материал по проблемам сервисного подхода к библиографической деятельности, работе виртуальных справочных служб, управлению качеством библиографического облуживания.
Издание предназначено для широкого круга специалистов библиотечно  - информационной сферы, а также для студентов и аспирантов вузов культуры, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
 

Серия «Библиотека библиотекаря»


Бойкова, О.В.
Работа библиотек по противодействию распространению экстремистских материалов
: метод. рекомендации / О.Ф. Бойкова ; Российская гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2013. – 110с. – (Библиотека библиотекаря).
Рекомендации предназначены для руководителей библиотечно -информационных учреждений, широкого круга библиотечных работников.
 

Бойкова, О.В.
Работа библиотек по противодействию распространению информации, причиняющей вред здоровью и социальной безопасности детей
: метод.  рекомендации / О.Ф. Бойкова. – М.: Пашков дом, 2013. -  172 с.  - (Библиотека библиотекаря).
Рекомендации предназначены для руководителей библиотечно -информационных учреждений, широкого круга библиотечных работников, осуществляющих обслуживание пользователей.

Бойкова, О.В.
Персональные данные: обработка, использование и защита
: метод. рекомендации / О.Ф. Бойкова. – М. : Пашков дом, 2013 . – (Библиотека библиотекаря).
Рекомендации предназначены для руководителей библиотечно-нформационных учреждений, широкого круга библиотечных работников, осуществляющих на практике обслуживание пользователей, а также специалистов по кадрам, работающих в библиотеках.
Нормирование труда в библиотеке : метод. рекомендации / сост. Г.А. Новикова, Т.А. Уварова, Н.А. Чуб. -  М.: Пашков дом, 2013. -  75 с. - (Библиотека библиотекаря).
Рекомендации предназначены для работников, участвующих в нормировании труда, и руководителей библиотек.
 

Серия «Азбука библиотечной профессии»


Абросимова, Н.В.
Библиографическая деятельность библиотеки
: учеб. пособие / Н.В. Абросимова. – СПб. : Профессия,  2013. –  160 с. - (Азбука библиотечной профессии).
Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Библиографическая работа библиотеки».
 

Захарчук, Т.В.
Информационные ресурсы для библиотек
: учеб.- практ. пособие / Т.В. Захарчук. - СПб. : Профессия,  2011. – 128 с. -  (Азбука библиотечной профессии).
Даны характеристики информационных ресурсов в различных областях знания, пригодных для использования в библиотечно-библиографическом обслуживании.
 

Захарчук, Т.В.
Аналитико-синтетическая переработка информации
: учеб.- практ. пособие / Т.В. Захарчук, И.П. Кузнецова. - СПб. : Профессия,  2011. – 104 с. -  (Азбука библиотечной профессии).
Представлен материал по основным процессам аналитико-синтетической переработки информации – индексированию, созданию библиографической записи, аннотированию, реферированию, созданию различных видов обзоров.
 

Скарук, Г.А.
Систематизация документов
: учеб.-практ. пособие / Г.А. Скарук. - СПб. : Профессия,  2014. – 112 с. -  (Азбука библиотечной профессии).
Дано общее представление о систематизации документов, рассмотрены различные классификационные системы, приведена методика систематизации по различным информационно-поисковым языкам.