Телефон (34397) 5-32-70

Даты, события, люди

11.04.2018

«В лучшем из миров»


 
 
 
50 лет назад на отечественные экраны вышла одна из самых  популярных и всеми любимых программ – «В мире животных». Её выпусков с нетерпением ждали миллионы телезрителей, предвкушая встречу с братьями нашими меньшими. А также с человеком, похожим на доброго сказочника.
 
«В мире животных» — советская и российская телепередача, посвященная зоологии и исследованиям животного мира, в частности повадкам и среде обитания его представителей. Как самый популярный ведущий в памяти зрителей всех поколений запечатлен, конечно же, Николай Николаевич Дроздов. Он – по хронологии третий «хозяин» программы.
 
 
 
 
Основателем и первым ведущим передачи был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Михайлович Згуриди. Именно ему некогда пришла в голову счастливая идея такой передачи.
 
В начале 70-х годов передача начиналась под живую музыку в исполнении оркестра Поля Мориа «Colombe Ivre» (авторы: Ф. Тома, Ж.-М. Рива, С. Приссе), с заставкой, где были изображены жираф и носорог. В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Рамиреса «La peregrinación (Паломничество)» из Рождественской кантаты «Наше Рождество», также в адаптации оркестра Поля Мориа. Данная заставка просуществовала до 2009 года.
 
 
 
 
В 1975 Александр Михайлович надолго уехал в Индию снимать фильм «Рикки-Тикки-Тави» и передал эстафету журналисту и писателю Василию Пескову. А у того впоследствии «принял дела» Дроздов. Последний нередко принимал в студии именитых гостей: сюда «захаживали» Жак-Ив Кусто, Тур Хейердал, писатели-натуралисты Джеральд Даррелл, Бернхард Гржимек и многие-многие другие знаменитости, включая, разумеется, соотечественников.
 
Передача «В мире животных» выходила в эфир по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале советского (позднее — российского) телевидения в течение 37 лет. За тем «мигрировала» на «Домашний», после – на «Россию 2» и, наконец, обосновалась на «Карусели».
 
Менялись эпохи и нравы, моды и увлечения, а старейшая отечественная телепрограмма про животных оставалась все такой же душевной, интересной и познавательной, всё так же весело и приветливо смотрит с экрана её ведущий. Теперешние зрители, по преимуществу дети, как и их предшественники, с интересом наблюдают за всевозможными проделками зверей и птиц.
 
Источник: Бурт, В. В лучшем из миров // Свой : журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2018. - № 4. – С. 40-43.
 

19.03.2018

«Я – Покрышкин. Атакую!»


 
19 марта исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Ивановича Покрышкина,
единственного трижды Героя Советского Союза
получившего высшие награды непосредственно во время Великой отечественной войны.
 
Про таких, как он, в русском народе говорят: в огне не горит, в воде не тонет. Могучий богатырь, непобедимый витязь русской авиации и себя в сражениях прославил, и боевым товарищам великие услуги оказал. Его имя в первые, самые черные годы войны стало позывным надежды.
 
У него образцовая по меркам советской эпохи биография: появился на свет в семье рабочих в Новониколаевске (Новосибирске), трудился слесарем на заводе, с юных лет мечтал о небе…
 
Сперва окончил пермскую школу авиатехников, а в 1939 году завершил обучение на военного летчика в Качинске. Был отважен, но не безрассуден, воевал расчетливо, по – сибирски целеустремленно.  Он как инженер просчитывал каждый вираж. Настоящим торжеством его тактики стали воздушные бои на Кубани, начавшиеся весной 1943-го.  Каждый день звучала в эфире команда: «Я – Покрышкин. Атакую!». 
 
В радиоэфире вермахта без шифровки дозволялось произносить лишь две фразы: «Внимание: танки!» и «Внимание: партизаны!». В 1943 – м добавилась третья: «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!». 
 
1943 год завершил с двумя Золотыми Звездами на кителе, стал всенародно известным героем. Первым в истории трижды Героем Советского Союза он стал, когда на его счету значились 53 сбитых самолета. Александр Иванович продолжил ставить противника в тупик.
 
О том, как воевал Покрышкин, можно судить по одному факту: никто из ведомых им в боях не погиб. Сам он считал это достижение куда более значимым, нежели рекорды личных  побед. Умел выращивать асов, как никто другой. Среди его однополчан – тридцать Героев Советского Союза.
 
Сколько немецких самолетов уничтожил Покрышкин? По официальным данным, на его счету 156 воздушных боев, 59 вражеских самолетов, сбитых лично, и 6 в группе. Сам же летчик рассказывал: «По памяти – сбил 90 машин. Официально – 59, а остальные ушли в счет войны».
 
На Параде победителей он пронес по Красной площади флаг 1-го Украинского фронта. Это была вершина славы.
 
 
 
 
После войны А.И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны. С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ,  с ноября 1981 года  военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Написал несколько талантливых книг, а главное, продолжал воспитывать военных летчиков.
 
Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.
 
Его школа дает о себе знать и в наши дни, в том числе – в небе над Сирией.
 
Источник: Алдонин, С. «Я – Покрышкин. Атакую!» // Свой : журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2018. - № 3. – С. 34-37.
 
 

09.02.2018

«Мужество останется в веках»


 
 
23 февраля исполнится 75 лет со дня подвига
гвардии рядового Александра Матросова (1943 г.).
 
Накануне первого и последнего в его жизни сражения девятнадцатилетний солдат писал любимой девушке: «Сегодня комбат рассказал, как погиб один генерал. Если и мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад».
 
Шли жестокие бои в районе деревни Чернушки, что в Локнянском районе Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
 
Из кармана погибшего достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил её. Проявил геройство». Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза, а 254 – му гвардейскому стрелковому полку – имя Матросова. Впервые военное формирование было названо в честь рядового бойца, а не полководца. Его навечно зачислили в списки части – первого в истории Красной Армии.
 
Был похоронен в деревне Чернушки Локнянского района, а в 1948г. прах А.М. Матросова был перезахоронен в городе Великие Луки Псковской области.
 
Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.
 
 
Источник: Имена и даты // Свой : журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2018. - № 2. – С. 19.
 
 


22.01.18

«Мастер масштабных полотен»


 

24 января исполнится  170 лет со дня рождения
русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916).


"Я ИСЧЕЗАЮ..." - таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым... А до этого - сорок лет титанической работы, грандиозные произведения, поражавшие всех и всякого, всеобщее восхищение и суеверное поклонение перед гением художника.

«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» - каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. И вряд ли можно вспомнить другого русского художника XIX века (за исключением Левитана), чей талант и творческое наследие имели бы такой большой резонанс и такое значение для всей нашей русской культуры.
Этот мастер масштабных полотен в академических кругах довольно долго был критикуем – «за скученность композиций», ориенталистскую броскость «парчовых ковров».  Но, как говорится, история всё расставила на свои места. А из современников Сурикова, пожалуй, наиболее точную оценку его творчеству дал Александр Бенуа: «Он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках».
 

Источник: Имена и даты // Свой : журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. – 2018. - № 1. – С. 10.