Телефон (34397) 5-32-70

Памятники и достопримечательности

Памятники и памятные места нашего города

 

Каждый город имеет  свои приметы, каждый чем-то знаменит.

И нам есть что вспомнить, есть чем гордиться!

Работники отдела краеведческой литературы библиотеки им. А.С.Пушкина, приглашают Вас, уважаемые пользователи и посетители нашего сайта, отправиться  в виртуальное путешествие по памятным местам нашего города, по тенистым старым улочкам и скверам:

Начнем нашу прогулку с маршрутного списка-перечня объектов, представляющих историческую и культурную ценность на территории городского округа Ревда:

1. Памятник-обелиск углежогам на территории завода НСММЗ;

2. Памятный камень «Основателю города Ревды Акинфию Демидову» в Еланском парке;

3. Плотина Ревдинского завода;

4. Стела  «Ревде -250» на плотине Ревдинского завода у пруда;

5. Историко-гидрологический памятник XVIII –XIX вв. «Еланский мост»;

6. Комплекс «Усадьба Демидовых» на территории НСММЗ в районе Угольной горы;

7. Музейный комплекс «Демидов – Центр»;

8. Памятник В.И.Ленину на площади Победы;

9. Памятник Землякам – героям в парке Победы;

10. Композиция к юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. в сквере по ул. Горького;

11. Памятник ревдинцам, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX в.

12. Памятник-бюст рабкору Павлу Зыкину в парке ДК СУМЗа;

13. Городской мемориал – памятник в честь погибших ревдинцев в 1841 – 1922 гг. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.;

14. Аллея героев;

15. Аллея воинов-интернационалистов на городском кладбище, погибших в Демократической республике Афганистан;

16. Поклонный крест на городском мемориале;

17. Мемориал в честь погибших работников Кирпичного завода;

18. Мемориальный комплекс в честь погибших венгерских военнопленных  во Второй Мировой войне;

19. Мемориал воинам, погибшим в Великую Отечественную 1941-1945 гг., на заводской площадке СУМЗа;

20. Мемориал на заводской площади СУМЗа. Обновленный в 2007 году;

21. Обелиск в селе Мариинск, в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

22. Обелиск в селе Кунгурка в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

23. Обелиск в селе Краснояр в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;

24. Скульптура солдата «Алеша» перед автотранспортным цехом СУМЗа;

25. Скульптура М.Горького в «Литературном сквере»;

26. Памятный камень у школы №10 в честь формирования в Ревде 175-й Ковельской дивизии;

27. Памятный камень «Ревде – 265» в сквере «Серебряное копытце»;

28. Памятный камень на аллее Интернационалистов  ревдинцам – ликвидаторам Чернобыльской аварии;

29. Фонтан «Птица» у кафе «Легенда» по улице Мира,17-а;

30. Экспозиция «Железный фонтан» и ажурная решетка черного металла перед зданием заводоуправления НСММЗ;

31. Историко-гидрологический памятник XVII век. Плотина Мариинского железоделательного завода;

32. Здание школы «Гимназия №25», в здании которой в годы Великой Отечественной войны размещался госпиталь, по улице Чехова,15;

33. Здание заводоуправления ОЦМ, где в годы Великой Отечественной войны размещался госпиталь;

34. Историко-гидрологический памятник в урочище «Святая Платонида» (источник и  кованый шелом);

35. Памятный знак «Европа – Азия» на девятом километре автотрассы Ревда-Дегтярск;

36. Памятный знак «Птица» на горе Каменная, на границе «Европа – Азия»;

 

Сегодняшнее поколение ревдинцев, как крона большого дерева, держится на могучих корнях. Эти корни питает славное революционное прошлое. Немало ярких страниц вписано в историю города. Одна из самых славных – страница борьбы ревдинских мастеровых и углежогов за светлое будущее, против самодержавия и эксплуатации. Даже пушки не смогли сломить воли рабочих к свободе.

Сегодня на Городском Мемориале на братской могиле углежогов стоит памятник – дань уважения потомков.

Он может, пожалуй, служить символом города.

                         

Тихо. Молчит рабочий. Молчит и его винтовка. Святая тишина истории.

Память дает силу сегодняшнему дню. Она призывает быть достойными предков.

 

Мемориал открыт 5 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой отечественной войне. Надпись «Все героическое бессмертно». Центр мемориала – памятник углежогам, установленный на братской могиле в 1922 году.

Постамент высотой 2 м., украшен двумя чугунными досками с надписью «Героям, павшим за революцию в 1841-1922 годах».

Трехметровая фигура рабочего с винтовкой и молотом отлита на Каслинском чугунно-литейном заводе. Скульптор К.А. Клодт,  исполнители проекта мемориала Д.И. Попов и В.П. Домрачев. 

 

Ревда своим рождением обязана простому камню – невзрачному, черного оттенка железняку. «В пустых и диких местах на речке Ревде Никита Демидович Антуфьев (Демидов) отыскал магнитную руду на Волчьей горе. Здесь предприимчивый тульский кузнец, обласканный Петром I, и решил ставить завод по выплавке чугуна и железа. В 1724 году Берг-коллегия дала разрешение, планы Демидова, однако, оборвала смерть. Старший сын Акинфий стал продолжателем  своего отца.  «А прошлого 1732 года июля 8 дня в поданном при доношении в Сибирской обербергамт от комиссара Неклюдова и ученика Бахирева описи написано: отведено лесов на заводское, церковное и хоромное строение и Ревдинскому дворянина Акинфия Демидова принять Полевой и Ревде реке чертеж». Этим документом окончательно узаконено право Демидова на Ревдинскую дачу.

Памятный камень, в благодарность основателю города Ревды Акинфию Демидову, установлен в парке «Еланский» 1 сентября 2004 года к 270-летию города по инициативе учеников школы №28. Там же заложена капсула времени с землей, привезенной из города Тулы – родины Демидовых.

 

Строительство завода началось 2 мая 1732 года. « Начат строится дворянина Акинфия Демидова завод, - сообщается в документах. – Строили 1 год 8 месяцев 15 дней». 

Начало заводу положило главное сооружение – плотина.

«Для нее выбрали русло реки Ревды между  горой Сороковой и Угольной горой. Плотину длиною в 75 сажен, шириною в основании 27 сажен строили под руководством Леонтия Злобина. Об инженерном уме и смекалке мастера говорит такой факт. Сначала плотину построили на суше, на правом берегу. Вода, покорившись, образовала огромный пруд площадью в восемьсот гектаров.

Запоры плотины открывали громадными, в двадцать пять пудов, ломами, а закрывали ударами чугунной бабы по стержню запора. Все заводские механизмы проводились в движение водой. Она падала с высоты в девять аршин. Такого напора поначалу хватало». 

Плотина построена в 1734 году мастером Л. Злобиным. Она просуществовала до 1964 года. Администрацией Ревдинского завода было принято решение привести плотину в соответствие с современными требованиями. Водосброс начался в 1965 году. Размер плотины: длина – 70 м., высота – 8 м.

Ремонт плотины производился так же в 1984 году.

Стела  «Ревде – 250 лет» на плотине пруда.

 

Стела открыта 1 сентября 1984 года на плотине Ревдинского пруда.  Ее высота 8 м., основание 10X11 м.

В  основании стелы заложена капсула времени с посланием потомкам.  Выполнена из бетона, облицована мрамором. На ней расположено изображение ордена Трудового Красного знамени.

На стеле две мемориальные доски. Текст на лицевой стороне:
«Здесь в 1734 году, в глухой тайге были построены плотина и железоделательный завод. Основан город Ревда. В ознаменование 250-летия. Благодарные потомки».

На обратной стороне: «Пусть каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, что народилась она не в чистом поле, а там, где пролиты пот и кровь, отданы талант и жизнь лучших сынов и дочерей наших».

Автор идеи и исполнитель – Д.И. Попов, художник В.Ф. Федотенков. Изготовили стелу рабочие РММЗ.

 

 

 

 

 

Историко-гидрологический памятник XVIII – XIX «Еланский мост». 

Получил свое название в конце XIX века от вновь построенной улицы Елань, которая шла вдоль пруда.

На плане Ревдинского завода 1808 года мост уже построен полностью.  Название «Елань» произошло от башкирского слова «ялань», что значит «чистое место».

От моста к Елани шла короткая Еланка. В 1930 годы  эту улочку переименовали в улицу Максима Горького. А в 1961 году – в переулок Возмутителей.

Первый мост простоял более 200 лет! Построен он был на совесть по той же технологии, что и плотина. В основание были уложены лиственные бревна в лапу, затем внутреннее пространство  засыпано камнем с глиной и утрамбовано. По верху шел прочный настил из деревянных плах, по краям – перила. Снизу было четыре четырехметровых прохода для циркуляции воды и свободного прохода лодок. Глубина Курейки в то время достигала 3-4 метров.

15 апреля 1841 года по мосту шли углежоги на заводскую площадь перед конторой завода отстаивать свои права.

В 1936 году был сделан капитальный ремонт моста. Но деревянный мост не был рассчитан на движение тяжелых автомобилей. Он износился за 20 лет.

В шестидесятые годы было принято совершенно неграмотное решение: насыпать дамбу, оставив единственный проход из двух железобетонных труб. Циркуляция воды практически прекратилась, что привело к гибели реки.