Телефон (34397) 5-32-70

Советуем почитать

07.02.2018

9 февраля 1943 г.75 лет со дня создания ОАО «Свердловская киностудия».
 
   Киностудия создавалась трудом нескольких поколений кинематографистов. Организована в годы Великой Отечественной войны как студия игрового фильма. Первым фильмом была экранизация оперетты «Сильва» (1944 г.). Первый директор — А. С. Шитов. В 1958 г. создано Уральское отделение Союза кинематографистов СССР (ныне – Уральское отделение Союза кинематографистов РФ).
   В 1983 г. открыт Дом кино. Киностудия производит хроники и неигровые ленты, художественные и анимационные фильмы; является одним из учредителей Открытого фестиваля документального кино «Россия». В соответствии с указом Президента РФ «О реорганизации государственных киностудий» от 4 апреля 2000 г. на Свердловской киностудии проведена реорганизация с целью акционирования имущественного комплекса (2003 г.); появились ФГУП «Фильмофонд Свердловской киностудии» и ФГУП «ТПО «Свердловская киностудия» с акционированием последней (2004 г.). За последние годы успехом киностудии стал художественный фильм «Егерь» (2004 г.), режиссер А. Цацуев. На киностудии создана кинокомпания «Страна». Генеральный директор киностудии — Михаил Александрович Чурбанов. С 1993 г. на студии функционирует музей кино, основатель — Лев Николаевич Эглит.
 
   В секторе краеведческой литературы ЦГБ им. А.С. Пушкина для вас оформлена
книжная выставка «Наше родное уральское кино».
 
   
 
      
 



   В январе 2018 года исполнилось 60 лет со дня выпуска первого номера литературно-художественного  журнала «Урал» (ранее  — «Уральский современник» (1938—1956); Урал (1957—1957)). Альманах «Урал» — ежемесячный,  литературно-художественный и публицистический журнал. Главными редакторами журнала были  О. Ф. Коряков, Г. К. Краснов, В. К. Очеретин, В. П. Лукьянин, Н. В. Коляда.
 
   К этой дате оформлена журнальная выставка «Журнал Урал с историей в 60 лет».
 
 
 


21.01.2018

«Россия, богатая железными рудами различного свойства, не бедна  и искусными руками»
П.П. Аносов


Январь 2018 года знаменателен двумя юбилейными датами: 215 лет со дня рождения Черепанова Мирона Ефимовича (1803-1849 гг.), создателя первой паровой машины и 185 лет со дня появления этого самого паровоза в России.

Будущий главный конструктор первого российского паровоза Ефим Черепанов родился 27 июля 1774 года в семье крепостного Алексея Черепанова, работавшего углежогом на принадлежавшем купцам Демидовым Выйском заводе в Нижнем Тагиле. В семье было девять детей — шесть дочерей и три сына: Ефим, Гаврила и Алексей. Все трое рано начали проявлять интерес к слесарному и доменному делу, поэтому приказчики определили их учиться в школу мастеровых.

Карьера Ефима Черепанова началась с того, что он сумел отремонтировать замок, который один из опытных мастеров выбросил как нерабочий.  На смышленого недоросля обратили внимание, и всего через два года обучения он был назначен «мастером слесарных дел при плотинном смотрителе», проявив на новом месте недюжинный талант.

В 1802 году Ефим Черепанов женился, через год у него родился сын Мирон, который впоследствии  унаследует таланты отца.

А к 1820 году   Ефим Черепанов создал две первые паровые машины, приводившие в движение мельницу и токарный станок. После их успешных испытаний Николай Демидов принял решение отправить крепостного мастера в Англию, чтобы тот изучил особенности производства и применения паровых машин в самой передовой в техническом отношении стране того времени.

Внешний облик простого уральского мужика показался англичанам ненатуральным, нарочитым. Они сочли, что Черепанов пытается скрыть свою истинную личность с помощью длинной бороды и экзотического костюма.

Осмотрев паровые машины, работающие на заводах в Гулле и Лидде, уральский мастер не понял их устройство, но поставил себе новые цели.

По возвращении мастера в 1823 году Николай Демидов назначает Ефима Черепанова главным механиком всех принадлежавших ему тагильских заводов. Вскоре изобретатель создает еще одну паровую машину для перемола зерна на мельнице. А в 1825 году заводчик вновь отправляет своего протеже за границу, теперь в Швецию. На этот раз Черепанов едет знакомиться с зарубежным опытом вместе с сыном Мироном, который проявил к технике большой интерес и умение.

Демидов поставил задачу наладить собственное производство паровых машин, поскольку цены на импортную технику были неподъемными. Поэтому он не жалел денег на заграничные командировки для крепостных мастеров. Они должны были изучить западные стандарты горного и металлургического производства, «присмотреть машины» и потом разработать свои  технологии.

Создатели первого российского паровоза Ефим и Мирон Черепановы заняли почетное место в истории развития отечественной техники, а их имена составляют национальную славу России.


        

                                    

 

В секторе краеведческой литературы вы можете почитать книги о Черепановых:

1. Виргинский, В. С. Ефим Алексеевич Черепанов, 1774-1842 ; Мирон Ефимович Черепанов, 1803-1849. / В. С. Виргинский ; отв. ред. Н. К. Ламан - Москва: Наука, 1986. – 236 с.: ил. – (Научно-биографическая литература)

2. Виргинский,  В. С. Механики Черепановы – поборники введения паровых машин в производстве и на транспорте // Творцы новой техники в крепостной России: очерки жизни и деятельности выдающихся русских  изобретателей XVII – первой половины  XIX века  / В. С. Виргинский. – Москва: Учпедгиз, 1957. – С. 225-291 : ил.

3. Виргинский, В. С. Черепановы / В. С. Виргинский. - Свердловск: Средне -Уральское книжное издательство, 1987. – 271 с. : ил. – (Наши земляки)

4. Черепанов Ефим Алексеевич  // Инженеры Урала: энциклопедия  /  гл. ред. Н. И. Данилов.  – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2001. – С. 613 : ил.